Сегодня проект «Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ» приглашает на виртуальную экскурсию по музею с интригующим названием – «Спасённые художественные ценности». Почему у музея такое название, и что можно увидеть в недрах экспозиции – читайте в фоторепортаже ниже. Музей «Спасённые художественные ценности» является филалом Брестского областного краеведческого музея и был он открыт 4 февраля 1989 г. Это единственный в Беларуси музей, вся экспозиция которого состоит из произведений искусства и предметов антиквариата, конфискованных таможенниками при попытке незаконного вывоза их за рубеж. Отсюда и такое название. Здание музея издалека привлекает внимание своим архитектурным обликом. Это памятник архитектуры первой трети XX в. – один из немногих коттеджей, сохранившихся от застройки жилого поселка для государственных служащих Полесского воеводства. Здание построено в 1925-1927 гг. по проекту польского архитектора Юлиана Лисецкого в т.н. «усадебном», или «национальном» стиле, соединившем в себе черты польской усадебной архитектуры нескольких эпох. В 1987 г. здание было отреставрировано объединением «Белреставрация». 1 2 3 В 2016 г. после капитального ремонта здания была создана новая экспозиция музея. Автор художественного проекта экспозиции – член Белорусского союза художников Сухов. Экспозиция размещена в десяти залах на общей площади 259 кв.м. Первый зал посвящён деятельности Брестской таможни по предотвращению незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж. Здесь можно увидеть приборы, которыми пользовались брестские таможенники в 1970 – 2000-х гг. при поиске контрабанды, первый экспонат, поступивший в музей из таможни в 1953 г. – икону «Чудо св. Георгия о змие». Экспонируются уникальные фотоснимки, сделанные при обнаружении контрабанды, предметы, послужившие тайниками для неё, икона «Власий Севастийский с житием», распиленная контрабандистом на 6 частей, чтобы легче было спрятать её от таможенного досмотра. В следующих двух залах размещена часть самой большой и ценной в собрании музея коллекции русских икон XVI – начала XX века. Именно иконы на протяжении нескольких десятилетий составляли подавляющее большинство среди предметов контрабанды художественных ценностей за рубеж. Уникальными экспонатами являются древнерусские иконы XVI – XVII вв., которые составляют первый раздел экспозиции иконописи. Икона «Спас в силах» представляет Иисуса Христа на престоле, окружённого силами небесными – ангелами. «Богоматерь Владимирская» – один из самых поэтичных образов древнерусской иконописи, воплощение самоотверженной материнской любви и сострадания. Воплощением главного догмата христианства о единосущности и нераздельности Святой Троицы являются иконы XVII в. «Троица Ветхозаветная» и «Троица Новозаветная» («Отечество»). 7 Следующий раздел посвящён русской иконописи Нового времени. Он демонстрирует большое разнообразие иконографических сюжетов и стилистических направлений в русской иконописи XVIII – начала XX в. Иконы XVIII в. отличаются барочным характером, пышностью и декоративностью, порой некоторой театрализацией образов. Такова икона «Святитель Николай», на которой самый почитаемый всеми христианами святой изображён в облике русского батюшки: пышнотелого, румяного, в богатых ризах. 5 6 В XIX в. особенно ценились иконы миниатюрного письма, которым славились иконописцы Палеха и Мстёры. Представленная в экспозиции редкая по иконографии икона «Шестоднев» была создана в мастерской палехского иконописца Василия Хохлова в 1810-х гг. Икона «Трёхчастная» («Рождество Христово», «Рождество Богоматери», «Избранные святые») принадлежит мстёрской школе. Редкий образец «подписной» иконы» - «Чудо св. Георгия о змие» начала XIX в. На её нижнем поле оставил свою подпись московский иконописец Василий Фетцов. Обычно иконописцы не подписывали свои творения, т. к. церковь это не одобряла. Особый интерес представляет также икона «Св. Евфросиния Полоцкая» конца XIX – начала XX в. с изображением святой покровительницы Беларуси. 8 Дополняют экспозицию культового искусства произведения мелкой пластики и ростовская финифть. В их числе - так называемые паломнические реликвии, которые привозились паломниками из Святой Земли и особо почитаемых святых мест на Руси. В экспозиционном комплексе русского медного художественного литья XIX – начала XX в. представлены все основные типы, формы и сюжеты меднолитой пластики того времени. 11 В разделе ювелирного искусства светского назначения выделяются изделия всемирно известной фирмы Фаберже, серебряные кавказские пояса и кинжалы в серебряных оправах. 12 13 В зале искусства Востока можно увидеть медночеканную посуду из Центральной Азии, традиционную японскую живопись на шёлке, японский фаянс из мастерских Сацума, китайские вазы, декорированные перегородчатой эмалью. Искусство одной из ведущих мировых религий – буддизма - представлено буддийскими иконами – «танками» и статуэтками буддийских божеств из бронзы и слоновой кости. 14 В зале европейского декоративно-прикладного искусства выделяется небольшая, но интересная коллекция фарфора. Ее составляют изделия известных фарфоровых заводов Европы: Венского, Капо ди Монте, саксонского завода Потшапель, Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, завода Товарищества Матвея Сидоровича Кузнецова в Вербилках. 15 16 Предметы мебели, бронзовые канделябры и каминные часы XIX в. создают экспозиционные ансамбли в интерьере. Некоторые из этих предметов антиквариата были обнаружены сотрудниками таможни «Западный Буг» в 1993 г. под пакетами с сухим молоком, в фургоне, который направлялся из Латвии в Германию транзитом через Беларусь. Произведения русской и западноевропейской живописи размещены в двух залах, согласно жанровой принадлежности. В зале пейзажной живописи представлен «Морской пейзаж», предположительно кисти известного голландского художника XVII в. Виллема ван де Вельде Младшего, а также произведения Ивана Константиновича Айвазовского, Руфина Гаврииловича Судковского, Алексея Даниловича Кившенко, Григория Григорьевича Мясоедова, Сергея Арсеньевича Виноградова, Юлия Юльевича Клевера, уроженца Беларуси Аполлинария Гиляриевича Горавского. 17 В портретной галерее особого внимания заслуживают «Портрет неизвестного в зелёном кафтане», созданный немецким художником Иосифом Фридрихом Августом Дарбесом в период его работы при дворе Екатерины II в Санкт-Петербурге, «Портрет девушки» кисти основоположника реалистической портретной живописи Эстонии Пауля Яновича Рауда. В зале графики представлены эскиз Михаила Александровича Врубеля к его знаменитой картине «Демон поверженный», цветная литография французского авангардиста первой половины XX в. Фернана Леже «Гимнасты», образцы английской репродукционной гравюры начала XIX в. и другие произведения. В выставочном зале экспонируются выставки произведений из собрания фондов музея, персональные выставки художников Брестчины, творческие работы учащихся художественных школ и студий, выставки из собраний других музеев и частных коллекций.Выставочный зал служит также музейной гостиной, где проходят творческие встречи с художниками, мастер-классы, литературно-музыкальные вечера, концерты камерной музыки. 22 Сотрудники музея разработали и проводят обзорную и тематические экскурсии по экспозиции, музейно-педагогические занятия по программам «Православное искусство» и «Жизнь старинной усадьбы», семейную квест-экскурсию «По следам Кота Ученого», квест «Найди пейзаж», читают лекции по искусству иконописи, архитектурному наследию Брестчины. Адрес музея: 224030 г.Брест, ул.Ленина, 39. Открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 (вход до 17.30). Выходной день – понедельник. Контактный телефон: 20-41-95 Стоимость платных услуг в 2016 г.: Входные билеты: - для школьников – 11 000 р. - для учащихся средних специальных и высших учебных заведений – 15 000 р. - для взрослых – 22 000 р. Билет на занятие по музейно-педагогической программе – 8 500 р. Тематическая экскурсия – 77 000 р. Обзорная экскурсия (для дошкольников и учащихся 1 – 3 классов) – 45 000 р. Семейная экскурсия «По следам Кота Учёного» - 44 000 р. Тематическая лекция – 33 000 р. Посещение музея для детей до 7 лет, детей-сирот, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих срочной службы – бесплатно постоянно. Вторая среда каждого месяца установлена днем бесплатного посещения музея. Авторы текста: Ксения Тарасевич, Ирина Тарима Фото: архив музея
  • Комментарии
Загрузка комментариев...