Проект “Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ” в этом выпуске рассказывает о Дрибинском районном историко-этнографическом музеи. Дрибин можно по праву назвать неофициальной столицей валенков Беларуси. Почему? Узнаете ниже.

История Дрибинского районного историко-этнографического музея начинается 15 февраля 1995 года. Как говорят музейные сотрудники, главная его задача - это сохранение культурного наследия Дрибинщины. И, стоит отметить, что музей достиг в этом определенных успехов: благодаря ему был возрожден уникальный промысел - «шаповальство». 

Дрибинский музей.jpg

В музее даже регулярно с 2013 года проводится День валенка. Сотрудники музея в интерактивной форме рассказывают участникам мероприятия об истории возникновения валенок, дрибинских мастерах-шаповалах. В конце праздника маленьких гостей награждают орденом «Юный шаповал». Даже во время свадебных обрядов в музее, женихов торжественно посвящают в шаповалы и награждают его орденом дрибинского валенка.

На базе музея постоянно проводятся мастер-классы по изготовлению и украшению изделий из шерсти, где любой желающий может сделать сувениры собственными руками. Опытные шаповалы передают свои знания подрастающему поколению на совместных заседаниях детского любительского объединения “Катрушник”.

Мастер-класс во время проведения Дня валенка.jpg

На занятии образцового детского любительского объединения Катрушник.jpg

Шаповальство - технология изготовления из овечьей шерсти валяных изделий - визитная карточка Дрибинского района. Поэтому изюминкой экспозиции музея стали  изделия из шерсти. Шаповальству в музее посвящен целый зал. 

Шаповальство Дрибинского района.jpg

Кроме демонстрации самих изделий: валенков, рукавиц и шапок - в музее рассказывается, как же жили шаповалы на Дрибинщине на протяжении веков. В зале «Шаповальство Дрибинского района» можно увидеть восстановленную хату крестьянина-шаповала. 

Быт крестьянина шаповала.jpg

Быт крестьянина шаповала 2.jpg

Еще в музее рассказывается, как же изготавливалась шерсть. А это был очень долгий и трудоемкий процесс. Вначале мастер перебирал шерсть, а затем тщательно раскатывал ее как тесто. После того, как основа была достаточно уплотнена, мастер придавал шерсти форму валенка - в современных условиях форма набивается из, как правило, газеты.

Следующий этап - покрытие сверху заготовок остальной шерстью так, чтобы не было видно материи. Затем заготовки размещались на полотне  так, чтобы носовая часть одной прилегала к голени другой. И потом опять обкатка шерсти.

Сваленную основу кладут на ребристую доску,  как можно чаще, обливают горячей водой и трут до тех пор, пока валенки полностью не свалятся.

Убедившись, что все места провалены, мастер выворачивает валенки наизнанку. После этого в носок валенка заталкивают колодку, а в голенище передние и задние «правидлы» - деревянные колоды для придания формы.

Последний этап – сушка валенок. Печь должна быть не очень горячая. Валенки можно сушить внутри печи, предварительно убрав весь жар. Когда валенки высохнут, их осторожно осмаливают на огне, а затем чистят щеткой из проволоки.

Мастера-шаповалы придумали свой условный язык, которым они пользовались во время своих путешествий по деревням, который получил название «Катрушницкий лемезень» - “шапницкий язык”. На этом дивном говоре катруха значила шапка, а лемезень - язык.

Использовался этот язык для того, чтобы держать в секрете то, про что они говорили между собой, а также технологию изготовления изделий. Согласно этнографическим записям, лексический состав “катрушницкого лемезня” насчитывает 915 слов.

Этот язык хранился в строжайшем секрете. Порой жена шаповала не знала его. Передавали его вместе с промыслом детям.

В основном в этом языке слова образуются при помощи прибавления к белорусским словам приставок ку или шу, сокращение слов. Собственных склонений и спряжений лемезень не имеет. Многие слова «катрушницкого лемезеня» имеют греческое, латинское, чешское  происхождение.

Вот некоторые примеры таких слов: шусень-осень, шухлеть-клеть, вислякъ-яблоко.

Кроме рассказа об истории шаповальства на Дрибинщине, в музее можно узнать как же развивался регион. В 2016 году в музее была открыта кардинально новая экспозиция. 

Открытие новой экспозиции музея.jpg

В зале “Археологические памятники Дрибинского района” можно увидеть карту и фото археологических памятников Дрибинского района, планы раскопок, фотографии первобытных орудий труда, посуды.

Следующий зал - История развития земель Дрибинского района» - рассказывает об истории городского поселка.Этот зал делится на две тематические части:  история района во времена ВКЛ и Речи Посполитой и Дрибинщина во времена Российской империи и войны 1812 года. 

прялка.jpg

В музее есть отдельный зал “Промыслы и ремёсла региона”, который рассказывает. чем же занимались жители Дрибина на протяжении веков. А список традиционных ремесел необычайно широк - это и обработка дерева, льна, конопли, плетение, кузнечное дело, гончарство, пчеловодства, рыболовство. 

Промыслы и ремёсла региона (2).jpg

Промыслы и ремёсла региона 3.jpg

Кроме шаповальства Дрибин славится своей ярмаркой. В зале «Ярмарочная торговля в Дрибине» можно увидеть инсталяцию фестиваля Дрибинские торжки». В центре зала находится ярмарочная карусель, украшенная фигурами в народных костюмах.  Некоторые народные костюмы представлены в качестве предметов, подготовленных к «продаже» в «Лавке старьёвщика». А по всему периметру зала находятся “купеческие лавки”: торговца иконами, торговца одеждой, старьёвщика, гончарная лавка. 

Ярмарочная торговля в Дрибине 2.jpg

Адрес: 213971, Могилёвская область, г.п. Дрибин, улица Советская, д. 5, тел. +375(2248)2 46 08,
E-mail: dribin-museum@tut.by
Работа экспозиции: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница с 10:00 до 17:00, суббота с 10:00 до 15:00, выходной день: воскресенье.
Стоимость входных билетов: посещение музея взрослым – 0.50 копеек, посещение музея школьником – 0.30 копеек, услуги гида (группа до 15 человек) – 3.00 рубля.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...