Музей древнебелорусской культуры
Музей древнебелорусской культуры
В этот раз проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» проведет экскурсию по Музею древнебелорусской культуры. Это уникальное место, где можно познакомиться с историей развития искусства и материальной культуры на Беларуси от доисторических времен до современности. Хранящаяся здесь самая большая в стране коллекция икон, художественных тканей, в том числе слуцких поясов, уникальных народных костюмов, бытовой керамики и стекла, и многое другое доказывает, что белорусам есть чем гордиться.
Музей древнебелорусской культуры был создан в 1977 году на базе Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР (сейчас Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси). Собрания музея рассказывают об основных вехах исторического развития искусства и культуры белорусов, о наиболее значимых памятниках от каменного века до конца XX столетия. Кстати, все без исключения экспонаты музея – оригинальные.
Экспозиция музея размещается в трех залах: археологии, сакральных и этнографических коллекций.
Первый зал – это археологическая коллекция, в которую входят находки с раскопок древних стоянок и поселений людей каменного, бронзового и железного веков. Они характеризуют наиважнейшие археологические культуры на территории Беларуси. Некоторые предметы труда и быта, украшения показывают связь с кельтской, скифской, прибалтийской и скандинавской культурами. В этом зале можно увидеть изделия ремесленников, народных мастеров от V до XVII веков. С помощью их можно узнать, как жили наши предки тысячу и несколько веков лет тому назад.
Второй зал демонстрирует экспонаты сакрального значения: иконы, колокола, скульптуру и декоративную резьбу из церквей и костелов. В музее находится самое большое в Беларуси собрание икон. Эта коллекция поражает не только своим размером, но и культурной значимостью. В неё входят образы и алтарные картины, созданные в период XVI-XIX веков написанные на дереве и полотне. Собрание икон XVI-XIX веков отражает особенности, становление и развитие белорусской школы сакральной живописи.
В этом же зале можно увидеть и коллекцию скульптуры. Она включает в себя фигурную пластику, художественную резьбу, надгробия XV-XIX веков, которые раньше находились в православных, униатских или католических храмах. Экспонаты в большинстве своём были обнаружены во время научных экспедиций. XVII - XVIII века принято считать периодом расцвета белорусской скульптуры и художественной резьбы. Об этом свидетельствуют уникальные примеры алтарной и мемориальной пластики, декор иконостасов.
Но не только профессионалы занимались изготовлением скульптур. Изображения для храма делали и народные мастера. Эти скульптуры интересны тем, как авторы по-своему интерпретировали общеизвестные сюжеты и показывали христианских святых в другом образе, более простом и понятном.
Также в XVI веке большое распространение получила художественная обработка металла. Она стала значительной отраслью, в которой работали многочисленные ремесленники. В технике литья, чеканки, гравировки, скани, эмали выполнялись и бытовые предметы, и предметы искусства, создавался декор интерьеров, оклады икон и книг, даже оружие.
Во втором зале размещена коллекция художественных тканей, экспонаты которой датируются XVII-XIX веками. Многие из них – белорусского производства. В XVIII веке в некоторых белорусских городах были основаны предприятия по выпуску предметов роскоши, в том числе тканей, шпалер, ворсовых ковров и килимов (гладких двусторонних ковров). Известные мануфактуры такого типа находились в Гродно, Кореличах, Ружанах, Несвиже, Поставх и Слониме.
Но самой известной мануфактурой стала Слуцкая, получившая название «персиарня» (так иногда назывались мастерские, где повторяли восточные или персидские ткани). На ней изготавливались знаменитые слуцкие пояса. Слуцкий пояс представлял собой длинную, до 3,5-4 метров ткань, шириной в 30-40 см. Большая популярность слуцких поясов подтолкнула другие мануфактуры к их копированию, созданию так называемых поясов «слуцкого типа». Такие предприятия существовали в России, Франции, Польше. В музее представлен двусторонний четырёхлицевой пояс слуцкого производства, а также пояс слуцкого типа, вытканный в Лионе. Он был подарен известным меценатом и собирателем белорусского искусства Анджеем Техановецким.
В музее древнебелорусской культуры также можно увидеть коллекцию изразцов. В неё входят разные по времени и стилю изделия. Большая часть из них была найдена при раскопках в замковых и дворцовых комплексах, бывших шляхетских имениях. Изразцами обкладывали стены отеплительных сооружений (печей и каминов), на них размещали различные изображения – орнаментов, гербов, фантастических существ, портретов, бытовых сцен.
Третий зал музея посвящён народному творчеству и этнографии Беларуси. Именно тут можно увидеть традиционные костюмы, ручники, покрывала, скатерти, пояса, расписные ковры, музыкальные инструменты, игрушки, посуду из дерева, керамики, предметы, рассказывающие о ремеслах и промыслах белорусов.
Одной из наиболее интересных частей экспозиции является коллекция «Памятники этнографии и народного искусства Чернобыльской зоны». Она собиралась в деревнях, население из которых было отселено после аварии на ЧАЭС. Экспонаты там интересны в первую очередь своей аутентичностью. Юг Беларуси (особенно Полесье) отличается своими традициями, во многом сохранившими древнейшие формы народного быта, за что и ценим исследователями.
Экспозиция состоит из нескольких частей, самая большая из которых посвящена теме земли и земледелия и обработке урожая. В ней представлены экспонаты, которые показывают повседневный быт жителей районов Гомельщины, Могилевщины и Брестчины в XX веке.
Интерес посетителей вызывают изделия из соломы. Это традиционное крестьянское искусство, характерное только для Беларуси. Исследователи считают, что его возникновение связано с культом хлеба и колосьев. Снопы, которые стояли в доме на протяжении года, являлись своеобразными амулетами-оберегами, которые приносили в семью благополучие и богатство. Изделия из соломы белорусских мастеров отличаются разнообразием видов, приёмов плетения, композиционной и декоративной выразительностью и самобытностью.
Традиционный костюм – один из наиважнейших элементов народной культуры белорусов. Его сдержанная эстетика хорошо передаёт особенности менталитета этноса – скромность, доброжелательность, трудолюбие и тонкое чувство прекрасного. В начале XX века народная одежда белорусов ещё сохраняла многие архаичные черты, которые в древности были характерны одежде всех славянских народов. Исключительность белорусского народного костюма – в его рукотворности. При изготовлении использовались разные техники ручного узорного ткачества, вышивки.
Народная одежда, пошитая вручную из натуральных материалов, была комфортной, удобной и гармонично сочеталась с крестьянским домом и природным окружением. Женский костюм был более богатым по сравнению с мужским, а орнамент на нём как правило имел не только декоративное, но и обереговое, этическое значение.
В конце XIX – начале XX века традиционный комплекс женской одежды состоял из полотняной сорочки с длинными рукавами, льняной или шерстяной юбки, передника (фартуха), пояса и головного убора. Именно по манере завязывать на голове намитку, платок можно было понять, из какого региона женщина родом. Мужской костюм состоял из полотняной сорочки, полотняных или шерстяных штанов, тканого или плетёного пояса. По его виду, способу повязывания также можно было судить о семейном положении мужчины, его происхождении.
Музей древнебелорусской культуры показывает всю уникальность и многообразие культуры и искусства наших предков. Богатство и уникальность экспозиции никого не оставит равнодушным.
Адрес: Минск, ул. Сурганова, д1к2
Телефон:80172841882
Время работы: 10:00 – 16:00 по будням, суббота и воскресенье – выходные
Вход: бесплатный; экскурсии – по предварительной записи.
Материал подготовила Ксения Тарасевич