Художественная галерея Виктора Громыко
Художественная галерея Виктора Громыко
Сегодня мы отправляемся в Оршанскую городскую художественную галерею Виктора Громыко – самый молодой из шести музеев города. А вот здание, в котором галерея разместилась, одно из самых старинных. Оно само по себе – уникальный памятник белорусской архитектуры.
В 17 веке здесь был иезуитский коллегиум. Всего два десятилетия назад пустой дом с обшарпанными стенами в центре города, казалось, вызывал интерес разве что у местных мальчишек. Сейчас это достопримечательность, которая входит в обязательную программу посещения всеми почетными гостями Орши. В гостиной галереи подписываются международные договоры о культурном и экономическом сотрудничестве, что символично.
Портреты представителей шляхты ВКЛ и Речи Посполитой находятся в этом зале неспроста. Это короли и канцлеры, которые стали меценатами иезуитов в Орше. Канцлер ВКЛ Лев Сапега – инициатор создания коллегиума и его первый спонсор. Ян Собеский выделил средства на постройку каменного здания коллегиума, после того, как деревянное сгорело в 1680 году, просуществовав не менее тридцати лет. Нынешнее трехэтажное П-образное здание – результат достраивания и реставрации, которые были завершены к 2008 году.
Первым посетителем галереи Виктора Громыко, Заслуженного деятеля искусств БССР, Народного художника БССР, Почетного члена Национальной Академии Наук Беларуси, стал президент страны Александр Лукашенко. Приехал с подарком - картиной известного белорусского художника Владимира Масленикова «Полоцкие дали». Сам Виктор Александрович также почтил своим присутствием город, в котором жил с 11 лет.
После открытия залы музея не пустуют. Галерею в среднем посещают около 10 000 человек в год. Заглянем и мы. Длинные коридоры со странной акустикой, множество дверей, и подоконники, такие огромные, уютные, с видом на внутренний дворик, что хочется забраться туда с ногами и читать книгу. Сводчатые потолки сохранены. Толщина стен родная с 1690 года. Внутреннее оформление – новодел в средневековом стиле: и люстры, и кованое подвесочное оборудование, и витрины с художественной ковкой.
Случайно во время реставрационных работ в коридорах будущей галереи открылись ниши. Их оформили, осветили и решили использовать для представления музейных предметов. Заведующая галереей, очаровательная брюнетка Евгения Горбаченко, смотрится в интерьерах музея как взаправдашняя хозяйка старинного замка, искренне считает свой музей самым красивым зданием в городе и хочет, чтобы культуре и истории уделялось должное внимание: «Если посетители говорят, что у них всего полчаса, я расстраиваюсь! У нас две постоянные экспозиции, разноплановые абсолютно, плюс выставочный зал, и отдельный рассказ о гостиной. Сложно за полчаса отсмотреть весь музей».
Кроме зала Виктора Громыко и экспозиции, посвященной художественной культуре Оршанщины, работает постоянная экспозиция, рассказывающая об истории здания и деятельности Ордена иезуитов в Орше. Экскурсия начинается в зале на втором этаже под башней с часами. Часы, кстати, с боем, они отмечают ударами каждый час, звук громкий, но не оглушительный, и красивый. На макете видно, как территория, на которой находится современное здание бывшего коллегиума, выглядела на рубеже 17-18-го веков. Из всего комплекса построек и помещений сохранилось одноэтажное здание – бурсы, прототип современного музыкального училища. Три века назад там размещались музыкальные классы, проходили театральные репетиции, а сегодня работает Городской дом ремесел.
Изначально коллегиум был двухэтажным Г-образной формы, башня с часами присутствовала. Новое здание коллегиума иезуитов в стиле белорусского барокко возведенное на месте прежнего, деревянного, стало первой каменной постройкой в Орше. Здесь появилась первая в Орше аптека и первый театр, работали швейные, столярные цеха, мини-цех по производству керамической плитки, смоловарня и пивоварня. С конца 16-го века, когда иезуиты начали проникать на территорию современной Беларуси, коллегиумов было великое множество. Уцелели далеко не все. Но пока действовали, успели значительно повлиять на уровень культуры и образованности наших предков. Сперва возникала резиденция иезуитов: возводился храм, параллельно территория обрастала хозяйственными постройками. Затем действующая власть выдавала лицензию на светское образование молодежи. Оршанские иезуиты тоже получили такую привилегию. По современным меркам это было высшее учебное заведение. Среди экспонатов, которые сотрудники Оршанских музеев мечтают вернуть в первую очередь, один напрямую касается галереи – Оршанский Кодекс. Это рукописный сборник интермедий и драм, созданный в коллегиуме. По нему готовились постановки первого в Орше полупрофессионального театра, состоявшего из учащихся. Достоверно известно, что по всем произведениям, присутствующим в Оршанском Кодексе, были поставлены спектакли. Пока что Кодекс находится в музее города Вроцлав в Польше.
До коллегиума иезуиты построили костел Святого Архангела Михаила. Сперва деревянный, затем каменный. К середине 19-го века храм был полностью разрушен. Но сохранились не только его облик, воплощенный также и в макете, а и фундамент, контуры которого сейчас обозначены красной плиткой на площади Коллегиума иезуитов. После того, как в начале 19 века Орша вошла в состав Российской Империи, и Орден иезуитов был запрещен, комплекс построек долго переходил от ведомства к ведомству. С 1842 года до 1989 здесь действовала городская тюрьма, чему в экспозиции нет подтверждения в виде наглядных материалов, лишь короткая строчка в сопроводительном тексте, да декоративная ваза с изображением фактурного профиля Иосифа Сталина, изготовленная в 50-х годах прошлого века на Копысской мануфактуре к одному из юбилеев вождя, что-то такое навевает… Правда, экскурсоводы о самом факте упоминают. Как и о том, что во времена коллегиума, здесь процветало легальное насилие в виде телесных наказаний. Система образования предполагала порки розгами, видимо, чтобы основательней материал укладывался. Музей – учреждение полностью аполитичное и должен говорить обо всем, что было, не анализируя, считают сотрудники. Наиболее ценные предметы в фондах не прячут, они представлены на обозрение посетителей. Один из старейших экспонатов в собрании галереи - нагрудный медальон, найденный на территории Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря. Этот пример сквозной резьбы по дереву – тонкая работа местных мастеров, живших здесь во времена ВКЛ, предположительно в 17-ом веке. В эпоху позднего средневековья в Орше действовало 11 храмов различных конфессий, благодаря чему развивались алтарная живопись и резьба по дереву.
Когда смотришь на картины нашей современницы Оршанской художницы Валентины Янковской, не верится, что все они вышиты. Большинство работ находятся в Свято-Успенском женском монастыре и используются как иконы. Говорят, администрация Эрмитажа вела переговоры с Валентиной Андреевной о том, чтобы приобрести ее работы в коллекцию своего музея, но гордая оршанка не продала ни одной картины, а все подарила землякам. По ее завещанию часть работ были переданы в храм, а часть – Музейному комплексу истории и культуры Оршанщины.
Уникальная кабинетная бронзовая скульптура второй половины 19 века «Киргиз с Беркутом» знаменитого Евгения Лансере никоим образом не касается истории региона, но именно на Оршанской таможне скульптура была изъята и передана в фонды Музейного комплекса. Повезло. Работы Лансере можно встретить как в Государственной Третьяковской галерее, так и в частных коллекциях.
Идея использовать здание бывшего коллегиума иезуитов в качестве музея для Беларуси не нова, так поступили в Пинске и Полоцке, но галерея Виктора Громыко такая одна. Разумеется, здесь представлена большая коллекция его работ, которая продолжает пополняться. Когда решалось, что создать в бывшем коллегиуме, принималось во внимание и то, что в городе уже действовало пять разноплановых музеев, но не было ни одного, посвященного изобразительному искусству и художественной культуре Орши и Оршанского района. И это при том, что все Оршанские музеи регулярно открывали сменные художественные выставки, и недостатка в экспонатах не было – в городе хватает своих художников, профессиональных и самодеятельных. Теперь работы членов Союза художников БССР Николая Полянкова и Петра Романовского, членов Белорусского союза художников Николая Таранды и Анатолия Журавлева, а также Александра Шакутина и Александра Башкова, и других включены в постоянную экспозицию.
А если «обязательной» программы кому-то покажется недостаточно, то прямо в здании галереи организовано открытое хранение фондов Музейного комплекса, которое более полно представляет коллекцию живописи и графики. Фонды – сердце музея, где хранятся экспонаты. В музейных залах посетителям показывают лишь небольшую их часть – обычно 5-17 процентов. «В 2010 году, когда завершился монтаж депозитарных стоек, мы были вторые в Беларуси, у кого вообще был депозитарий. С тех пор допускаем посетителей в святая святых музея. По пять человек, не более», - говорит главный хранитель фондов Музейного комплекса и инициатор создания фондохранилища Ирина Тимошенко.
Помещение оборудовано гигрометрами – необходимо следить за влажностью, чтобы полотна не портились. На специальных стеллажах закреплены картины для хранения и осмотра. Посетителям рассказывают о коллекции живописи разных авторов, которая сегодня составляет более 330 единиц. Это произведения различных стилей и жанров, созданные на Оршанщине или выходцами из региона начиная с 50-х годов 20-го века и до наших дней.
В коллегиуме в свое время останавливался Наполеон Бонапарт и, помимо прочего, принимал здесь интенданта французской армии. Молодой посол некто Мари-Анри Бейль впоследствии стал писателем Фредериком де Стендалем. Опираясь на этот факт, сотрудники музея разработали ролевую игру для посетителей, которым обычная экскурсия может показаться скучной. В силу молодости музей еще не успел обрасти традициями, и свои «фишки» только начинает нарабатывать. Впрочем, уже имеется крупный ежегодный проект - «Коллегиум». В канун весны он собирает в стенах галереи художников из разных стран. В этом году на пятую по счету международную выставку приехали творцы из России, Беларуси, Украины, Казахстана, Армении, Болгарии и Индии.
Справка: Адрес: улица Ленина, 6А (остановка общественного транспорта «Центр») Режим работы: галереи - с 10:00 до 18:00, кроме понедельника; фондохранилища – с 8:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00, кроме субботы и воскресенья. Входной билет в 2014 году – 15 000 бел.руб.(полный), 10 000 бел.руб. (льготный); экскурсия – 70 000 бел.руб. (группы до 25 человек); интерактивная экскурсия по залу Виктора Громыко – 70 000 бел.руб; разрешение на фотосъемку - 10 000 бел.руб. Музейная ролевая игра «Наполеон в Орше» по принципу игры Мафия (от 11 до 25 человек) в 2014 году – 150 000 бел.руб. (на группу); торжественная роспись молодоженов в гостиной со специальной программой, сувенирами и подарками – 700 000 бел.руб. Возможен наличный и безналичный расчет.
Материал подготовлен Евгенией Коркияйнен.