Миорский историко-этнографический музей
Миорский историко-этнографический музей
Очередной фоторепортаж проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» расскажет о Миорском историко-этнографическом музее. Этот молодой музей отличается богатой коллекцией (пять тысяч экспонатов!) и подробным описанием быта жителей региона на протяжении веков. Подробнее с Миорским историко-этнографическим музеем можно познакомиться в фоторепортаже ниже.
Миоры впервые упоминаются около 1514 года как поместье Морея в Браславском уезде. В документах ВКЛ 1567 года значатся как поместье Мёры (название существовало до XIX века), которое принадлежало Мирским.
После второго раздела Речи Посполитой, который произошел в 1793 году, Миоры перешли в состав Российской империи, как местечко Дисненского повета Минской, а с 1842 года - Виленской губернии. Кстати, теперешнее название города на русском языке – исторически некорректное. Первоначально город назывался «Мёры» и писался по-польски как Miory. Российские же власти прочитали Miory не как «Мёры», а как «Миоры». Такое название и закрепилось за городом.
Миорский историко-этнографический музей открыт для посетителей с 4 июля 1994 года. Здание, в котором находится музей, изначально строилось как жилой дом, но затем по решению Райисполкома было передано музею. Экспонаты для экспозиции были собраны в результате экспедиции по району и раскопок городищ и курганов под руководством археолога Шадыро.
В музее представлено пять постоянных экспозиций, каждая из которых расположена в отдельном зале: археология, ткачество, гончарство, плетение, Великая Отечественная война. Также в музее можно познакомиться с деятельностью известных людей, чья жизнь была связана с Миорами. Среди них, например, Язэп Дроздович, Игнат Буйницкий, Вацлав Ластовский и многие другие. Всего фонды музея насчитывают более 5 тысяч предметов.
Первый зал музея «Археология» рассказывает про историю Миорского района с древних времен. Большая часть материала, размещенного здесь, была добыта во время экспедиций в селе Прудники.
В Миорском историко-этнографическом музее представлена фотография камня со следом, или иначе камня-следовика. Откуда появился этот след не известно до сих пор. Ученые считают, что эти камни ритуальные. Им поклонялись первобытные охотники. Либо они показывают движение племён, или границы племён которые заселяли наш край в то время. Также бытуют и легенды. Такие камни называют по-разному: «Божий След», «След Иисуса», «След Божией Матери».
Славянские племена оставили много памятников. Это, прежде всего курганы – деревни Лесная, Вята, Поддубники, Чурилова и др. На фотографиях запечатлены археологические раскопки курганов в Миорском районе. Курганы отличались формой, размерами, положением покойника, обрядами погребения.
Также в первом зале «Археология» представлены предметы, которые были найдены в других местечках Миорского района: Дисны и Леонполя. На протяжении нескольких столетий Миоры и Дисна оспаривали первенство в регионе. Дело в том, что основным городом раньше была Дисна, которая имела более благоприятные условия для развития экономики, чем Миоры. Западная Двина способствовала развитию речного транспорта и торговли с другими городами. Дисна была крупным центром ремесленников. Леонполь - это небольшая деревня на территории Миорского района, который славится своей усадьбой, где сейчас расположен католический храм. Усадьба в Леонполе была разграблена в 30-ые года XIX века и с тех пор так и не вернула себе былое величие. В музее представлены лошадиные путы, элементы конины из Леонполя.
В следующем зале – «Ткачество» – представлены орудия для обработки льна и шерсти. Например, для отбивания льна использовали «трепало», в виде деревянного бруска с ручкой. Для обрывания льняных головок использовали ножи, далее лен мяли при помощи мялки (льномялка). Далее волокно чесали щеткой (гребнями), чтобы волокно было мягким и шелковистым. Гребни были сначала с деревянными зубьями, а потом с металлическими. Металлические гребни были лучше, так как их зубья набивали с двух концов доски: с одного – густо, а со второго – редко. Таким образом, волокно чесалось два раза, что повышало его качество.
Для прядения использовали прялку, к которой крепили волокно при прядении. Для скручивания нитей использовали веретено. Во второй половине XIX в. для прядения использовалась самопрялка, иначе – коловорот. В зависимости от конструкции известно два вида коловорота – лежак и стояк. Для наматывания и разматывания пряжи использовали мотовила.
В коллекции музея находятся различные ручники. Особенностью ручников этого региона являются вышитые на них птицы. В основном мастерицы Миорщины вышивали крестом и гладью. Также часто ручники украшены кружевом, бахромой.
Орнамент на ручниках очень разнообразный. Он включает в ромбы, квадраты, звезды, треугольники, зигзагообразные и волнообразные веточки, цветы, венки, и многие другие элементы.
Основным центром гончарства на Миорщине была Дисна. В XIX веке гончарные изделия в в Дисне было 47 гончаров. Их изделия в основнмо и представлены в экспозиции музея. Два столетия назад преобладало производство паливаной керамики (палива зеленая и коричневая). Обычно такие изделия украшались линейно-волнистым контррельефным орнаментом и растительной раскраской. В наше время промысел не существует.
В музее находятся разные виды гончарных изделий: кухонная посуда, принадлежности для обработки зерна, деревянная посуда и бондарные изделия.
Следующий зал посвящен плетению. Самый популярный материал на Миорщине – это солома. Из нее делали интересные по форме вещи. Они были легкими, прочными, долговечными, хорошо проветривались, и потому в них хорошо хранилось зерно, мука и другие сыпучие продукты. В некоторых случаях плетеные изделия служили также для хранения одежды и других ценных вещей.
Особое место в экспозиции Миорского историко-этнографического музея занимает тема Великой Отечественной войны. К 70-летию Великой Победы была открыта выставка "Буду помнить" из частных сборов и экспонатов из фондов нашего музея. На полу помещения - символическая красная полоса, которая разделяет стенды с советскими и немецкими экспонатами. Своеобразную атмосферу создают и плакаты времен Великой Отечественной войны.
Особое место отведено экспонатам, рассказывающим о жизни на оккупированной территории - немецкие листовки, паспорта, письма немецких солдат своим родным, личные вещи и элементы обмундирования советских и немецких солдат и партизан. Экспонаты из фондов музея, многие вещи переданы детьми ветеранов, чтобы о жизни их отцов и дедов узнали земляки.
Контактная информация:
Адрес: 211287, Витебская область, г.Миоры, ул.Школьная, 16А
Цены на билеты в 2016 году: 5500 (полный билет), 3300 (льготный)
График работы: выходной – суббота, в будние дни – с 8:00 – 18:00, в воскресение музей работает с 9:00 – 18:00, перерыв на обед: 13:00 – 14:00
Телефон: 8 02152 41915
Email: miory-musej@yandex.ru
Автор: Ксения Тарасевич, фото: автора, архив музей