Музей деревянной скульптуры резчика Семена Шаврова
Музей деревянной скульптуры резчика Семена Шаврова
Сегодня отправляемся в Музей деревянной скульптуры резчика Семена Шаврова, чтобы узнать, что дерево может петь и танцевать, печалиться и гордиться, рычать и смеяться от души, если отсечь все лишнее.
Фото: «Тарасик. 1980».[/caption]
Звание «Народный мастер БССР» Семен Степанович Шавров получил в 80-х годах XX века, а заинтересовался резьбой по дереву еще в детстве. На закате жизни Шавров превратил свой дом в музей имени себя, а после прожил еще восемь лет, продолжая творить. Музей недавно отметил двадцатилетие.
Фото: памятную доску для музея выполнил Оршанский резчик Олег Тиханков.]
В первом зале – семейные фотографии с родителями и женами. Семен Шавров был женат дважды.
«Первая супруга Лидия Дмитриевна рано умерла, ей было 53 года. Это была такая чуткая женщина, она его так любила и жалела, что не давала Семену Степановичу копаться в грядках, когда они здесь жили, потому что, как она говорила, «Семочка человек творческий», - рассказывает Вера Федоровна Миронович, заведующая музеем с 1996 года.
Семен Степанович долго не мог забыть свою Лиду. Только спустя девять лет он снова женился.
Семен Шавров родился в Орше в семье рабочих, а детство провел в деревне Шупени Толочинского района, где отцу дали надел земли. 14-летним парнем Семен попробовал вырезать небольшие фигурки сельчан.
Кстати, дед Семена Шаврова тоже увлекался резьбой по одному из древнейших скульптурных материалов:
«Илья Маршалович служил в Смольянах батраком у помещика. Он был таким искусным резчиком, что помещик не посчитал лишним свозить его в Италию поучиться у иностранных мастеров. Вся усадьба была уставлена скульптурами».
Дипломы, грамоты, благодарности и медали – свидетели участия мастера в выставках народного творчества разного масштаба от городских до всесоюзных. «Старейший резчик области» – называют Шаврова в одной из грамот.
Некоторые из инструментов, которыми работал Семен Шавров, также представлены в самом начале экспозиции. Он делал их сам. Наверняка у художника-оформителя льнокомбината, а затем завода «Легмаш», где работал Шавров, была такая возможность. Его любимый портфель, в котором хранились «орудия творчества», вторая жена продала музею, после того, как Шаврова не стало 14 лет назад.
«И главное, он не чертил ничего. Брал топор, стамески и начинал работать, - вспоминает Вера Федоровна. - Никогда не пользовался ни угольком, ни карандашом, ни мелом. Выберет дерево и сообщает мне, какое именно из них надо доставить из лесу, а я уж с лесниками договариваюсь».
Работы Семена Шаврова находятся в Национальном музее истории и культуры Беларуси, Витебском областном краеведческом музее, но больше всего скульптур - в родной Орше.
Поначалу музей насчитывал 19 предметов, переданных в дар автором. На их основе сформирована постоянная экспозиция. Сейчас в фондах 270 работ. Всего за свою жизнь, по словам Веры Федоровны, Семен Шавров сделал около тысячи резных деревянных скульптур. Работал и на заказ, но больше дарил.
Фото: «Юрий Криков, портрет резчика Семена Шаврова, 1984».]
Первая жена мастера Лидия Дмитриевна удостоилась нескольких портретов, созданных рукой мужа. Один из них включен в постоянную экспозицию.
На фото: «Портрет жены, 1980»]
С каждым предметом связана целая история. Как вам такая: «Было это под Оршей. К одной белоруске, маленькой толстенькой, во двор зашел немецкий солдат и украл кур, открутил головы - и под ремень. Женщина, видно, была не робкого десятка, разозлилась, взяла ухват, догнала немца и… отобрала своих курочек», - Вера Федоровна уверяет, что это никакая не местная легенда, а реальный случай.
На фото: «Голубок. 1967»]
Оказывается, древесина бывает твердая и мягкая. Так вот Шавров работал с любой. «Мягкая – это липа и ясень. Портрет жены и все портреты обычно лучше получались из липы, а «Разведчик» сделан из сосны, - продолжает Вера Федоровна. - Этот парень в годы Великой Отечественной войны в деревне Шупени ездил на лошади босиком, да подсчитывал, сколько вокруг танков, солдат немецких и оружия. Никто его не поймал, остался жив».
Фото: «Разведчик. 1977».]
Во многих своих работах Семен Шавров воплотил земляков, родственников, знакомых.
«Танцует у нас здесь Василь, племянник Семена Степановича, сын старшего из трех братьев. В семье Шавровых было пятеро детей. Вот только разбился этот Василь на мотоцикле вместе со своей девушкой. Я этого парня знала, скульптура очень на него похожа», - вздыхает Вера Федоровна.
Фото: «Танец. 1978».]
Вот торговцы пришли на рынок за прибылью, а там волочобники несут в каждый двор радостную весть о начале весны. Не сомневайтесь, каждая скульптура «срисована» по памяти с настоящего человека. Это Василь-Кандыба, прозванный так в деревне за особенности походки. О, весельчак Агейчик, всегда согласный на чарку, другую и готовый ради нее хоть в сваты, хоть в колядники. Эх, тетка Аврамиха снова разошлась-распелась, а дядька Семена Шаврова Дмитрок как всегда не выпускает из рук гармонь, он даже на фронт ее с собой брал. Словом, все в сборе.
Фото: «Торговцы. 1990».]
Фото: «Волочобники. 1991»]
Фото: «Коляда. 1990».]
Скульптура гимнастки родилась из корня дерева: «Ее на одном из «Славянских базаров» хотела купить Алла Пугачева. Сказала, что та похожа на ее дочку Кристину – худенькая и гордая. Но к тому моменту продажа была уже невозможна - скульптура была оформлена как музейный экспонат. Хотя Алла Борисовна предлагала за нее хорошую цену в валюте».
Фото: «Гимнастка. 1998».]
Часто сюжеты для своих работ Семен Шавров брал из сказок и детских мультиков: так появилась цапля, которая дирижирует лягушками, и добрый молодец, сражающийся со Змеем Горынычем. Нашелся образ и для представителей нечистой силы – талант мастера объединил шерсть, рога и балалайку.
Фото: «Хор. 1997».]
Фото: «Змей Горыныч. 1966».]
Фото: «Люцифер. 1991»]
Много внимания в своем творчестве Семен Шавров уделил образу того ушастого создания, которое на территории Беларуси встречается повсеместно. В основном заяц у него шальной и бесстрашный, потому что «под градусом».
Фото: «Заяц у хмялi. 1997»]
Фото: «Заяц у хмялi. 1968».]
Анималистический жанр особенно увлек Семена Степановича после поездки в Беловежскую пущу. В результате коллекция пополнилась скульптурами зубров, лосей и фигурой барса перед прыжком.
Дом Семена Шаврова, в котором он жил с 1970 по 2000 годы, стал музеем в 1992 году. Сейчас он наряду с еще пятью музеями входит в состав Музейного комплекса истории и культуры Оршанщины.
«Первую экскурсию по музею в день открытия Шавров проводил сам, да и после не очень-то любил доверять посетителей экскурсоводам, - вспоминает Вера Федоровна. - Пока был жив, он постоянно здесь находился. В соседнем здании для него построили мастерскую, чтобы он продолжал делать скульптуры. Он частенько засыпал там, на диване возле печки. Бывало, утром, когда я приезжала на работу, он шел со своим кожаным портфельчиком на автобус домой к Надежде».
Музей основан по решению Оршанских городских властей.
«Был куплен участок 12 соток и дом Шаврова. Вот копия документа», - Вера Федоровна протягивает несколько листков, где черным по белому: «…согласно решения исполкома Оршанского городского Совета народных депутатов №447 от 8.12.1989 года отделом культуры горисполкома куплен дом и участок для создания музея. На участке остается дом, в котором оформляется экспозиция деревянной скульптуры. Планируется также строительство сарая-мастерской. На территории участка будет разбит декоративный парк с установкой скульптур из дерева…».
Мастерская Шаврова со временем превратилась в выставочный зал музея. Кабинет резьбы по дереву, предусмотренный в ней, и сегодня используется по назначению - для занятий кружка «Юный резчик». Скульптуры на улице – дело рук детей и их преподавателей.
Кружок бесплатный. Работает три раза в неделю с 2003 года. Сейчас там преподает для мальчишек и девчонок молодой мужчина Владислав Белоусов в свободное от основной работы время.
Вера Федоровна говорит, Семена Шаврова тоже дети любили: «Вырезают, вырезают, а потом сядут в шахматы играть или в лес отправятся, изучать материал. Вы знали, что основное свойство древесины – внутреннее свечение?».
Своих детей, к сожалению, у Семена Степановича не было:
«Человек он был сложный - жизнь у него несладкая была. Он пережил Сталинский ГУЛАГ. Десять лет ему сразу дали, потом, когда на фронт бежал в 1943, еще восемь добавили. После коллективизации семья Шавровых переехала в Оршу из деревни Шупени. Отец пошел работать на железную дорогу, а вслед за ним и Семен Степанович - сварщиком. Потом случилась беда – забрали его. Мы делали официальные запросы. Выяснили только, что Шавров был арестован и осужден тройкой НКВД. И жена Шаврова Лидия в ГУЛАГе побывала. А с Надеждой Васильевной они уже поженились в таком возрасте, когда думаешь не про детей, а, какую таблетку выпить, чтоб не болело».
Семен Степанович был уверен, что выжил в ГУЛАГе только благодаря творчеству: «Лучше всего у него там, в Сибири, получился «Богатырь» - работа восемь метров в высоту. Он ее сделал из двух кусков лиственницы. Пока вырезал, люди над ним смеялись, потому что там и так тяжело было жить, а тут чудак какой-то со своим «искусством». Такую крупную скульптуру поставить в одиночку было немыслимо, ему помогли. А как водрузили, так целовали ему руки и одежду за то, что такое чудо сотворил!»
В 1962 Шаврова реабилитировали, а в 1963 он уже начал выставляться по всему СССР. Незадолго до смерти приехал в свой музей на такси, прошелся в последний раз мимо скульптур и попросил музейщиков сохранить все, что он сделал, для потомков.
Хоть художественного образования Семен Шавров не получил, а учеников у него было немало. Не все продолжили дело, но один, по словам самого Семена Степановича, превзошел своего учителя.
«Игорь Балаханов учился в 14-й школе в Орше на улице Красина, бегал в кружок резьбы по дереву тогда уже народного скульптора Семена Шаврова. Получил диплом архитектора, живет и работает в Минске. Заезжает иногда. В прошлом году музейный комплекс принимал у себя выставку его работ», – улыбается Вера Федоровна.
Музейный комплекс, включающий в себя шесть совершенно разноплановых музеев, в течение прошлого года принял более 53 000 посетителей. Это в городе с населением около 120 тысяч человек вместе с городом-спутником Баранью. Если бы кто-то потрудился составить рейтинг посещаемости музеев комплекса, музей Шаврова в нем бы точно не лидировал - сюда добираются только самые любопытные. Большую часть посетителей привозят экскурсионные автобусы. Обращаются и частные лица, среди которых этим летом были немцы и голландцы с переводчиками.
Музей расположен в Орше на улице Красина, 26. Его можно посетить в любой день недели с 10.00 до 18.00, кроме понедельника. Стоимость билетов в 2014 году: полного - 15 000 бел.руб., льготного – 10 000 бел.руб. Экскурсия обойдется в 70 000 бел.руб., телефон: +375 216 362436
Добраться – целая история. Если ехать городским транспортом (автобус или маршрутка № «5», «5а», «24» до остановки «Больница №4»), Орша уже не кажется маленьким городом. Тем, кому время дороже денег, советую предпочесть такси – хоть в центре города, хоть рядом с железнодорожным вокзалом всегда есть свободные машины.
Материал подготовила Евгения Коркияйнен.