Музей традиционного ручного ткачества Поозерья
Музей традиционного ручного ткачества Поозерья
Беларусь нередко именуют синеокой, или краем озёр. Однако не только озера создают очарование, к примеру, Поозерья (хоть название и говорит само за себя). Летом здесь зацветает целое море льна. Особое к себе отношение он получил не только за красоту, но и за уникальное качество. Став основным материалом для изготовления ткани, лён был неразрывно связан с жизнью и духовным миром белорусского крестьянства. Сегодня проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» научит вас ткать – правда, в теории. За практическими навыками стоит съездить в музей.
Музей традиционного ручного ткачества Поозерья находится в центре Полоцка. Его здание, некогда находившееся в одном из древнейших кварталов города, само по себе является памятником архитектуры. В конце 50-х гг. ХІХ в. в его стенах размещалась городская богадельня, а с 1902 г. пекарня. Экспозицию музея здесь открыли в декабре 1998 г.
Экспонаты музея располагаются в трёх залах и иллюстрируют процесс создания тканых вещей от посадки льна до получения готового тканого изделия. Коллекция комплектовалась из предметов ткачества, созданных с 1880 г. по 1970 г. и бытовавших в Глубокском, Миорском, Шарковщинском, Верхнедвинском, Поставском, Докшицком, Полоцком районах Витебской области. «Как только вы окажетесь в музее, ваше внимание привлечет стилизованное Дерево жизни. Согласно концепции музея, оно символизирует ткачество – ремесло, которое в представлении наших предков являлось связующей осью между природой, человеком и высшими силами», - рассказывает старший научный сотрудник Музея традиционного ручнога ткачества Поозерья Наталья Шипилло.
Годовой цикл весна-лето-осень-зима соответствует посеву, выращиванию, обработке льна и превращению волокна в нить. Весенние земледельческие работы, в первую очередь, были связаны с подготовкой земли к посеву. Крестьяне вспахивали поле деревянной сохой, после чего можно было приступать к посеву льна. По традиции, этой работой занимались мужчины. И следовали в этом деле народному календарю и приметам. Так, лён лучше всего засевать в пятницу или субботу, для придания будущему волокну крепости в севеньку с семенами необходимо положить железный предмет, а для роста крупных головок льна два запечёных яйца – символ жизни и плодородия.
Если засеванием льна занимался мужчина, то последующие работы, связанные с выращиванием и обработкой льна, переходили в женские руки. Особенно важное значение занимала прополка льняного поля от сорной травы. Женщины сообща договаривались на определённый день и шли работать в поле – разумеется, помогали и дети. А для самых маленьких неподалеку ставили люльки-полотнянки. Белорусы Поозерья приписывали льняному полю необыкновенную обереговую силу, которая защитит ребёнка от укуса змеи или сглаза плохого человека.
В середине августа льняные головки становятся золотисто-коричневого цвета – это сигнал, что лён поспел и пришло время для его уборки с поля. Традиционно лён вырывают с корнями и связывают в снопы для просушки.
Осенью лён обрабатывали и получали волокна для прядения. «У посетителей музея есть возможность познакомиться с каждым этапом обработки льна: например, узнать, как же наши предки совмещали лён и “праник” (приспособление для обивания льняных головок), почему перед тем как мять льняные стебли девушка распускала волосы и что означает выражение «часаць лён над вадой», - создает интригу старший научный сотрудник Музея традиционного ручнога ткачества Поозерья Наталья Шипилло.
Один из наиболее важных подготовительных этапов ткачества – получение волокна. Но его еще нельзя использовать в изготовлении полотна. Связующим звеном (в музее его называют звеном, переносящим работы со льном из внешнего мира природы в пространство жизни человека) выступает прядение льняной нити. В древности её пряли на веретене, и это занимало огромное количество времени. В конце ХІХ – начале ХХ века благодаря появлению самопрялки или “калаўрота” (от бел. “кола” – колесо), технологический процесс прядения значительно ускорился. За час опытная мастерица могла получать до 160 м льняной нити.
На Поозерье была широко распространена традиция совместного женского прядения. Молодые девушки собирались на так называемые «вячоркі» в каком-нибудь из деревенских домов. С собой брали и обязательные атрибуты для прядения: льняное волокно, веретено, прялку. На «вячоркі»приходили и неженатые парни, которые развлекали работающих девушек шутками, разговорами, музыкой. Несложно догадаться, что ключевая роль «вячорак» заключалась не только в приучении молодёжи к коллективному труду. Здесь молодые люди могли знакомиться и общаться. И парни высматривали себе не только красивую, но и трудолюбивую и покладистую невесту.
Второй зал знакомит посетителей с технологией и различными видами традиционного ручного ткачества. Работа за ткацким станком (бел. “кросна”) с древних времён была исключительно женским занятием. Ткань, сотканная на ткацком станке, предназначалась для изготовления предметов домашнего обихода (половики, покрывала, скатерти, полотенца) и каждодневной и праздничной одежды. Многим известно, что для каждого региона Беларуси были характерны свои локальные особенности ношения и декора одежды. В экспозиции представлена реконструкция традиционного женского костюма лепельского строя, который бытовал в конце XIX – начале XX века преимущественно в Лепельском, Ушачском и Чашникском районах.
Явным отличием девичьего костюма от женского являлся головной убор. Он должен был полностью покрывать голову женщины, не показывая её волос. Зато мог рассказать кое-что другое. Существовали тайные знаки, зашифрованные в орнаменте, благодаря которым крестьяне могли определить социальный статус женщины и её происхождение.
Создавая праздничную одежду, мастерицы старались продемонстрировать свои умения и различные приёмы работы с тканью. Однако наивысшим проявлением творчества, в котором отображались мировосприятие, фантазии и навыки белорусских крестьянок, по праву считаются уникальные полотенца (бел. “ручнікі”). Ручник символизировал образ дороги и был неразрывно связан с различными этапами жизни человека: рождение, крещение, свадьба, смерть. Без ручника невозможно представить и крестьянский дом: почётное место занимал ручник-набожник, украшавший икону в красном углу, а для бытовых нужд использовали ручники-утиральники. Богатая коллекция, представленная в одном из залов музея, демонстрирует уникальные по своей значимости, информативности и красоте ручники Белорусского Поозерья.
В 2007 году научные сотрудники Музея традиционного ручного ткачества Поозерья разработали для молодых пар свадебный обряд “Як зліліся дзве рэчанькі...”. Он, конечно, не полностью воссоздает праздничную традицию, существовавшую ранее, но совмещает в себе её важные элементы. Для молодых пар обряд в музее символизирует благословение предков. Молодожёны должны пройти ряд традиционных белорусских свадебных испытаний, в ходе которых они выяснят, кто же будет руководить в семье, сколько детей им уготованно судьбой и многое другое. «Все пожелания и тёплые слова, которые звучат в адрес молодых, должны поспособствовать их семейному счастью и добробыту. Так, на Дереве жизни нашего музея появляются новые семейныя веточки. А уже через несколько лет эти пары приводят к нам в музей своих маленьких деток, приобщая их к белорусской культуре и вековым традициям нашего народа», - рассказывает старший научный сотрудник Музея традиционного ручнога ткачества Поозерья Наталья Шипилло.
На протяжении многих лет вместе с различными фольклорными коллективами сотрудники музея проводят традиционные белорусские праздники - “Гуканне вясны”, “Пакроўскі кірмаш”, “Каляды”. Да и в целом рукоделие – не забытое ремесло. В стенах музея то и дело проходят различные мастер-классы для желающих освоить разнообразные техники и виды ткачества. Так, совсем недавно гости музея обучались лоскутному шитью (красивее, правда, звучит по-белорусски – “лапікавае шыццё”).
Музей традиционного ручного ткачества Поозерья (филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника):
Адрес: Витебская область, г.Полоцк, ул.Войкова, 1.
Телефон: 8(0214) 42-30-41.
Официальный сайт: tkach.polotsk.museum.by
Электронный адрес: tkach.polotsk@museum.by
Музей в соцсетях:
https://www.facebook.com/tkach.polots?ref=profile
https://vk.com/m_tkactva
Время работы: 10.00-17.00. В летнее время (с 1 июня по 31 августа) – 10.00-18.00.
Выходной день: понедельник.
Стоимость входных билетов в 2015 году: индивидуальное посещение для взрослых - 15 000 руб., для школьников и студентов - 8 000 руб.
Экскурсионное обслуживание для групп до 25 человек в 2015 году:
полный билет – 160 000 рублей;
льготный — 80 000 рублей;
для групп свыше 25 человек в 2015 году:
полный билет – 240 000 рублей;
льготный — 120 000 рублей.
Бесплатный вход в музей разрешен участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам; военнослужащим срочной службы; инвалидам I и II групп; детям дошкольного возраста, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, находящихся в детских домах, а также школах-интернатах.
Материал подготовили: Александра Матькова, Наталья Шипилло, фото – из архива музея.