Марк Шагал и Казимир Малевич входят в топ-30 самых дорогих художников мира. «Мистический супрематизм» последнего из них в 2015 году ушел с аукциона Sotheby’s за 37,8 миллиона долларов. В Витебском центре современного искусства эту картину, конечно, не увидишь. Зато тут можно прогуляться по кабинетам знаменитых авангардистов и познакомиться с творчеством их последователей. В сегодняшнем выпуске проекта «Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ» расскажем, у кого из художников была личная ванная и что скрывается за зеркалом Шагала.

Фото: Елена Свистунова
Здание музея

Экспонаты руками… трогать

Один из филиалов центра — Музей истории Витебского народного художественного училища. Здесь можно многое узнать про культурную жизнь города ХХ — ХХI веков.

Особняк, где теперь размещается музей, некогда принадлежал банкиру Израилю Вишняку. Один из богатейших людей, он построил дом со всеми удобствами: с системой канализации и водопроводом. В 1918 году в здании начало работать Витебское народное художественное училище. Здесь оно находилось до 1923 года.

Училище было создано по инициативе Марка Шагала, который в то время был уполномоченным по делам искусств Витебской губернии. Он приглашал в преподаватели и классиков, и новаторов искусства, а студенты могли выбирать, к кому идти на занятия. Живописной мастерской руководил Казимир Малевич.

Фото: Елена Свистунова
Зал истории Витебска конца XIX - начала XX века

ВНХУ стало первым госучреждением образования художественного профиля на территории Беларуси. Уникальная система преподавания творческих дисциплин, созданная более столетия назад, до сих пор является базовой для худобразования нашей страны.

Символично, что музей открыли накануне 100-летнего юбилея основания училища. Реконструкцию выполнили в соответствии с сохранившимся планом здания 1923 года. Воссоздали типичный для того времени интерьер, открыли фрагменты аутентичной кладки стен. Дух прошлого столетия передают и афишные тумбы, «обклеенные» объявлениями.

Залы на первом этаже знакомят с историей училища и творческого объединения УНОВИС. «Утвердители нового искусства» проводили выставки работ учеников и преподавателей (с разбором полетов), устраивали диспуты, украшали город перед революционными праздниками. Один из плакатов Эль Лисицкого — «Клином красным бей белых» (его еще называют иконой авангардного искусства) — изображен на гранитном полу в холле. Рядом висит фото преподавателей училища.

Фото: Елена Свистунова
Холл ВНХУ

На втором этаже — кабинеты Шагала и Малевича. Здесь можно представить, в какой обстановке творили художники. Например, в кабинете Шагала воссозданы старые обои, сохранился фрагмент паркета начала прошлого столетия. А уникальное мультимедийное зеркало позволяет «пообщаться» с мастером: в нем возникает то портрет Шагала, то репродукции его картин, то пейзажи Парижа и Витебска (то, о чем написал художник в своей книге «Моя жизнь»).

В зале Малевича, если погасить свет, на стенах «оживают» цитаты из произведений автора знаменитого «Черного квадрата». А вместо привычного стенда с информацией -мультимедийный стол, выполненный в стиле прошлого века. Кстати, у художника была своя ванная. Впрочем, называлась она так символически. Изначально ванной комнатой, конечно, пользовалась семья банкира Вишняка. Да и Казимир Северинович не был единоличником.

Техническое оснащение особняка по временам начала XX века впечатляло: электричество, водопровод…

Фото: Елена Свистунова
Зал истории ВНХУ

И сегодня техники в музее много. Например, на сенсорной стене хранятся две тысячи фотографий и документов. В кинозале в режиме нон-стоп в ближайшем будущем будет показываться фильм о создании футуристического спектакля-оперы «Победа над солнцем», над которым в Витебске работали Казимир Малевич и Вера Ермолаева. Посетители также смогут увидеть около 20 версий современных постановок оперы Алексея Крученых и устроить себе виртуальную экскурсию по Витебску начала XX века.

Изюминка экспозиций — в интерактивности. Так, в зале Давида Якерсона предлагают стать соавтором скульптура и по эскизам сложить из конструктора фигуры.

Фото: Елена Свистунова
Зал Давида Якерсона

В музее можно узнать о жизни и творчестве многих преподавателей и выпускников художественного училища: Юдэля Пэна, Мстислава Добужинского, Роберта Фалька, Веры Ермолаевой, Нины Коган, Александра Ромма, Ивана Пуни… Благодаря им Витебск вошел в историю мирового искусства.

Выставки молодых экспериментаторов

В структуру Витебского центра современного искусства входят еще выставочные залы и арт-пространство. Каждые три недели там открываются новые выставки работ современных художников Беларуси и зарубежных стран. Музей сотрудничает как с молодыми авторами, так и с признанными мастерами.

Фото: Елена Свистунова
Конференц-зал

— Экспонируются работы, принадлежащие к разнообразным жанрам и различным направлениям изобразительного искусства — от традиционных до актуальных, — отмечает директор центра Андрей Духовников. — Приоритет отдается персональным выставкам молодых художников (графиков, живописцев, фотографов), в первую очередь витебских, работающих в экспериментальных, авангардных направлениях.

Кроме этого, у нас проходят музыкальные и литературные вечера, образовательные семинары и лекции, видеопоказы, научные конференции и мастер-классы.

— Наша цель — изучать, поддерживать и популяризировать творчество современных художников, — говорят в центре. — Мы хотим продолжать новаторские традиции Витебского народного художественного училища.

Музей истории Витебского народного художественного училища

Адрес: Витебск, улица Шагала, 5а.

Время работы: с 10.00 до 18.00. Выходной: вторник.

Цена билета: полный — 4 рубля, льготный — 2 рубля. Каждое последнее воскресенье месяца вход бесплатный. Экскурсия для группы от 1 до 25 человек — 12 рублей.

Другие филиалы Витебского центра современного искусства:

— Выставочный зал на улице Генерала Белобородова, 5;

— Выставочный зал «Музыкальная гостиная» на проспекте Фрунзе, 11;

— Арт-пространство «Толстого, 7».

Автор: Анна Макеева, фото: Елена Свистунова / TUT.BY

  • Комментарии
Загрузка комментариев...